Почему я выбираю Монтессори тоддлер-класс, а не «развивашки»

Когда-то я подрабатывала няней у 2,5-летней девочки. После трёх недель работы в той семье её мама спросила меня: «А чем вы занимались-то? Я бы хотела приходить домой и видеть то, что вы сделали за день». Маме были нужны каждодневные трофеи дочери в виде поделок и показательных выступлений, свидетельствующих о том, что она не зря платит деньги. Я тогда ещё не занималась серьёзно педагогикой, но такой подход к развитию и воспитанию уже заставлял задуматься. Это даже больше философский вопрос, чем педагогический: что важнее – иметь или быть, путь или цель. И в этом взгляде, пожалуй, одно из ключевых и типичных отличий популярных методик «развивашек» в клубах от Монтессори-занятий – приоритетность результата или процесса. 

«Развивашки» – это короткие групповые занятия, которые проходят, в основном, в развлекательной, иногда навязчиво увеселительной, манере. В процессе дети выполняют общее для всех задание, которое направлено на раннее развитие и освоение таких навыков, как счёт, чтение, знание географии, произведений искусств и т.д. Как мне известно, ребенок не имеет свободы выбора того, где он будет заниматься (на полу бывает удобнее, чем за столом). С кем (иногда хочется одному смотреть книжку, а иногда вместе с кем-то). И сколько – по команде дружно начали, по команде дружно закончили – даже если ребенок увлекся и сосредоточился, его концентрацию прерывают. Но зато «развивашки» обещают заметную динамику, итоговый творческий продукт и имеют систему оценок, которая призвана привить ребёнку внешнюю мотивацию к обучению в виде заработанных наклеек. Наиболее частый запрос родителей, отправляющихся на «развивашки», – чтобы ребенок «пообщался» с другими детьми и весело провел время, потому что дома надоело. 

Цикл работы в Монтессори тоддлер-классе длится 3 часа. Занятия не обещают раннего развития, оценочной системы поощрения-наказания и сиюминутного продукта на выходе. Это целостный подход, который предполагает помощь маленькому человеку в его индивидуальном естественном развитии. И цель здесь – не счёт до ста в два года или разучивание английских песен, а приобретение таких жизненно важных навыков, как самостоятельность, способность договариваться, сосредоточение, уважение к личному пространству другого, умение слушать себя, понимать свои и чужие эмоции и потребности. Способность определять свои цели и находить способы для их реализации, делать правильный выбор в жизни, умение заботиться о себе, о других и об окружающем мире. И запрос родителей, отдающих детей в Монтессори-сад, созвучен этой идее: они хотят, чтобы ребёнок стал самостоятельным, независимым, умел прислушиваться к себе и эффективно общаться с другими.

Тоддлер-класс даёт возможность ребёнку от года до трёх лет быть самостоятельным и самодостаточным в процессе обучения благодаря следующим условиям:

  • Доступное зонированное пространство.
    Всё вокруг соответствует росту и потребностям детей возраста от 1 до 3 лет. Есть зона сенсомоторики с пазлами, копилками и сортерами. Зона практической жизни с разными предметами быта, как дома, для ухода за окружающим пространством и за собой. Зона творчества с наборами для лепки, рисования и даже вышивания. Зона развития речи с языковыми пособиями и библиотекой. Также есть зона раздевания, где у каждого ребёнка в распоряжении свой бокс со сменной одеждой и обувью. Туалет с душем, тоже по росту, чтобы максимально самостоятельно справиться с туалетом при необходимости;
  • Динамичная среда.
    Всё до последней детали не только в классе, но и в общем пространстве садика,  – пособия, предметы обихода, «игрушки» –  подстраивается под возрастные и индивидуальные особенности детей. Базовая составляющая среды класса не меняется на протяжении года (расположение зон, основные упражнения). Тем не менее, материалы для занятий постоянно обновляются, и педагог может корректировать их с учётом потребностей отдельных детей в группе;
  • Грамотно выстроенный социум (взрослый и детский).
    Разновозрастная группа позволяет детям проживать разные роли и модели поведения. Например, ребёнок, который в семье привык быть самым младшим, здесь может быть для других наставником. Взрослые, обычно педагог и два ассистента, бережно направляют каждого ребёнка в работе с материалами и во взаимодействии друг с другом. Взрослые при этом являются спокойными и чуткими проводниками, помогающими каждому ребенку в его индивидуальном ритме освоить то, что конкретно ему сейчас актуально;
  • Гармония между свободой и дисциплиной.
    В Монтессори-классе ребёнок сам определяет для себя, чем он хочет заниматься, где, сколько по времени и с кем. Но, тем не менее, в тоддлер-сообществе очень чёткие правила – как берега реки, обозначающие границы, дающие опору и конструктивное направление в её течении. К примеру, если ребёнок хочет взять что-то с полки, ему нужно сначала убрать своё предыдущее занятие, чтобы другие могли им воспользоваться. Существует распространённый миф о Монтессори, что в классах творится хаос и вседозволенность, но это далеко не так: всё в Монтессори-среде способствует развитию в детях самодисциплины. 
Дети в Монтессори-классе учатся самостоятельно готовить перекус, накрывать на стол и пользоваться столовыми приборами

Монтессори-занятия – это не игровая комната. Мы стремимся сделать деятельность детей осмысленной и научить проживать каждое мгновение с чувством веры в себя.

Отзывы родителей, чьи дети посещают тоддлер-класс:

Марина, мама Майи: «Меня с самого начала привлекла атмосфера доброжелательности, открытости и прозрачности во всём. Постепенно, по мере посещения группы, я видела, что дочка радостная и весёлая, при этом расслаблена и спокойна. Для меня было важно, что нет места стрессу и излишней возбудимости, даже если речь о положительных эмоциях. При этом не было дня, чтобы Майя не хотела идти на занятия. Также хотела бы отметить, как приятно, когда с педагогами складываются приятные дружественные отношения!»

Надежда, мама Гриши:  Тоддлер-класс произвёл впечатление в первую очередь на моего ребёнка: он с первого дня не хотел оттуда уходить, потому что там можно было вдоволь насладиться всеми самыми любимыми занятиями – переливать, пересыпать, стучать, лепить, рисовать и еще 100500 дел, для которых дома нужно специально просить маму что-то достать, организовать, а здесь – вот оно, в свободном доступе!… А лично меня не перестаёт впечатлять атмосфера спокойствия, уважения, в которой на глазах растёт самооценка ребёнка, так что он и после занятий всё стремится сделать самостоятельно, и ведь делает!»

Юлия, мама Ники: «Хочу отметить атмосферу спокойствия и интересного поля для разной игры, при этом без шума и криков (что ни я, ни ребенок особо не любим). Также мне нравится интеллигентность, доброжелательность и внимательность педагогов! Завидую их спокойствию и умиротворённости!»

А какие занятия с детьми от года до трёх посещали вы? Что понравилось, а что нет? Поделитесь в комментариях.

P. S. Я не претендую на масштабный анализ существующих кружков и программ раннего развития. В посте выражено мое субъективное мнение через призму имеющегося педагогического опыта в аутентичном Монтессори-саду (работающему по международному АМI-стандарту).

 

  • Поделиться:

    Мама Яши. По образованию психолог и Монтессори-педагог 0-3.