Преодолеваем трудности вместе: как не «расклеиться» на полпути?

Только что мы с дочкой в очередной раз (в третий за сегодня, если быть точной) закончили цикл упражнений, которые надо выполнять каждый день – без поблажек и выходных. На данном этапе это Войта-терапия, которая должна помочь Полинке в некоторых двигательных, глотательных и жевательных нарушениях – наследии перинатального и неонатального периодов, про которые можно прочитать здесь.
Казалось бы, всё хорошо: мы занимаемся, результаты есть, компенсируется крошка замечательно, вдохновляйся успехами – и всё тут! Я и вдохновляюсь. Поля мне помогает. Но сложность в том, что она ещё не понимает ни одного из этих громких слов.
На реабилитации я видела старших детей с серьёзными проблемами, и это просто удивительно, когда ребёнок лет семи после очередной неудачной попытки говорит инструктору, который собрался убирать снаряд: «Нет, подожди! Я ещё попробую, у меня получится!»
Полинка тоже очень целеустремлённая. Но ей сложно понять, почему мама не берёт на руки именно сейчас? Почему делает то, что тяжело и неприятно? Ей не больно, но часто непонятно и обидно. Материнское сердце по-прежнему сжимается каждый раз, когда не получается её отвлечь и она начинает плакать. Наверное, чуть легче тем, кто озабочен здоровьем малыша, но не озабочен теорией привязанности, уважением к ребёнку… Я озабочена. И поначалу очень беспокоилась: не возненавидит ли она меня? Не будет ли убегать к другим членам семьи, чтобы избежать опасности?
Мне понадобилось время, душевные силы и бесконечная поддержка моего ребёнка, чтобы понять: не возненавидит. Не будет. Ей тяжело, мне тяжело – да, мы обе это знаем и чувствуем. И поэтому после каждого упражнения Полинка (зная, что подходы закончились) буквально запрыгивает на меня, обнимает крепко-крепко, я тоже её обнимаю, и так вот мы наполняемся друг другом, набираясь сил для следующего упражнения:)
Ей по-прежнему бывает тяжело, она по-прежнему далеко не всегда улыбается во время занятий, а иногда даже плачет очень уж горько… Но она верит мне, когда я говорю, что мы вместе постараемся – и через 15 минут пойдём веселиться! Она верит, когда я говорю, что это поможет ей быстро бегать её прекрасными крошечными ножками:) Поэтому когда я говорю, что мы сейчас будем заниматься – она это уже понимает, но доверяется мне и идёт заниматься.
Конечно, было приятнее, когда можно было следовать методикам, основанным на мягкой игре. Но, к сожалению, это не всегда работает. Иногда нужно собраться – и сделать. Для меня главное в такой ситуации – быть честной и с собой, и с ребёнком. Я говорю малышке: «Полинка, я знаю, что тебе трудно. Но ты так стараешься! Ого, как высоко ты задрала ножку! А ещё раз попробуешь?» Иногда даже просто: «Я вижу, что ты устала. Осталось ещё полминутки, малыш. Мы с тобой почти справились!»
Иногда это поддержка её, иногда – скорее психотерапия для себя. Но с каждым разом это всё легче, всё понятнее, всё естественнее для нас обеих.


А как вы справляетесь с ситуациями, когда тяжело, но надо? Как поддерживаете ребёнка, как вдохновляетесь сами?

  • Поделиться:

    В Sunrise Montessori School я эпизодически появляюсь во всех классах в роли заменяющего ассистента Монтессори-педагога, а во всём остальном мире живу в роли мамы Поли.