Когда грудничок не спит: развлекать или не мешать?

Мне кажется страшно несправедливым, что часто грудные дети воспринимаются как «ляльки»:  лежат спелёнутые в наглухо закрытой коляске с соской во рту – лишь бы не мёрз и не плакал. Однако природа человека в том, чтобы постоянно давать работу своему телу, своему мозгу, чтобы учиться новому, дерзать, стремиться, двигаться. И даже в самых крохотных малышах уже живёт такой прекрасный в своём неспокойстве Человек. Ребёнок осваивает своё тело и изучает его взаимодействие с внешним миром, и даже грудничок способен заниматься долго и с полной концентрацией, а задача взрослых – помочь ему в этом. Доверять, наблюдать, быть терпеливым и поддерживать – вот в чём, на мой взгляд, роль взрослого в жизни маленького исследователя.

1. Доверие

В первую очередь – не мешать:) Я верю в то, что человек сам знает, что ему нужно. Особенно маленький человек, ещё не испорченный чужой волей. Малыш близок к природе, хорошо чувствует свои желания: знает, сколько и когда ему нужно есть, во сколько засыпать и просыпаться, чем заниматься, – и даже трёхмесячный младенец уже владеет довольно обширным инструментарием коммуникации, чтобы сообщить взрослому о своей потребности.  Например, Андрюша по-разному плачет, когда хочет в туалет, когда хочет на ручки изучать мир, а когда пытается уснуть и хочет пригреться у груди.  А ещё у него есть десять видов кряхтения, сопения, гуления, выражения вытаращенных или хитро прищуренных глаз, движения головой, ручками и ножками… А чем старше малыш, тем совершеннее и разнообразнее методы коммуникации. Как же в них разобраться?

2. Наблюдение

Как сказал бы Николай Дроздов в своей передаче про животных: «Давайте просто понаблюдаем!» Наблюдение позволяет распознать, как ребёнок выражает свои желания и какие у него сейчас потребности. Вот вы видите, как со временем кулачки новорожденного разжались, и он начинает двигать пальчиками – теперь так здорово хвататься за мамины пальцы! Вот взгляд подолгу останавливается на контрастных предметах (в нашем случае хитом был белый флакон геля для душа на фоне темной плитки в ванной) – значит, можно предложить чёрно-белые картинки для разглядывания, мобили. Вот хаотичные до этого движения рук стали ритмичными и малыш следит за ними – попробуем подвесить игрушку для хватания.

Трёхмесячный малыш способен долго концентрироваться на занятии

Ребёнок повторяет и повторяет каждое самое небольшое, на наш взгляд, достижение. Пытаясь освоить новый «элемент», кряхтит, волнуется, плачет, и невольно думаешь: ну сколько же можно? Дай же, помогу!

3. Терпение

Иногда так и хочется подтянуть игрушку к ручке, подтолкнуть при затянувшемся перевороте, подсадить. Но лучшая помощь малышу – дать ему время сделать самому. Дрю недавно начал пытаться перевернуться на живот. Однажды я «помогла»: в своём взрослом нетерпении я не могла смотреть, как он доооооолго пытается вытащить ручку, оказавшуюся под животом, ругается и хнычет, – и приподняла, чтобы он завершил движение. Каково было моё удивление, когда мальчик мой расстроился вместо того, чтобы, как обычно, обрадоваться, что получилось! Я помешала его удовольствию от процесса и достигнутого самостоятельно результата.

Но ведь так хочется разделить с малышом радость от успехов, поддержать, как же это сделать?

4. Поддержка

Часто Андрюша так долго занимается, что начинает капризничать от усталости. А иногда что-то совсем не получается:  не может никак ухватить плюшевого тигра, промахивается ручкой и расстраивается, не может перевернуться с животика на спинку. Вот тут и нужна мамина поддержка. Мой заяц успокаивается, сидя на мне в позе лягушонка, любит послушать песенку, зарыться лицом в тёплую мамину грудь;) Любит слушать мои рассказы о том, чему он научился сегодня. В конце насыщенного игрой и общением дня приятно делать расслабляющие поглаживания-массаж, купаться, хорошо просто полежать вместе или поулыбаться друг другу, почитать что-нибудь. Ведь завтра будет новый день и то, что не получилось сегодня, обязательно получится завтра!

А вы как поддерживаете своих малышей? Как помогаете им открывать этот удивительный мир?

  • Поделиться:

    Мама Андрюши. До декрета - управляющий Sunrise Montessori School. Увлекаюсь конным спортом. Люблю путешествия на велосипедах.