Дом ребёнка по Монтессори: основы основ

Присядьте на корточки и посмотрите вокруг. Что вы видите? Ножки высокого стула? Ящик для хранения постельного белья под кроватью? Дверцу шкафа, до ручки которой может дотянуться только взрослый?

Именно так ваш дом видит ваш малыш.

В музее современного искусства в Лос-Анжелесе есть инсталляция с огрооомными столом и стулом. В таком же соотношении, как ребёнок воспринимает нашу взрослую мебель. Когда я оказалась там, я всем своим телом прочувствовала, как ощущает себя ребёнок в окружении гигантской мебели и предметов мира взрослых.

Монтессори-подход предлагает простые и понятные принципы, как сделать любой дом дружелюбным и удобным для ребёнка. В этой статье я постараюсь отразить основные принципы для любого ребёнка с рождения до 3 лет (да и для более старшего возраста тоже актуально). Все фотографии в статье сделаны дома у наших авторов, в разных условиях: от небольшой однокомнатной квартиры до просторного дома с прилегающим огородом.

Итак, начнём…

1. В каждой комнате — место для ребёнка

Обойдите все комнаты своего дома и подумайте, что здесь может делать ребёнок сам и чего ему для этого не хватает. Например, полуторагодовалый ребёнок с удовольствием будет мыть руки с мылом и потом вытирать их, если вы поставите ему устойчивую табуретку с доступом к воде и повесите полотенце на его уровне. Для малышей, которые учатся ползать, можно организовать несколько зон свободного движения в разных комнатах: положить коврик-паззл и поставить рядом корзину с мячами, погремушками или кухонными предметами.

Лёша и Ребекка, 1,5 года, умываются и чистят зубы

2. Мебель и игрушки соответствуют росту и возможностям ребёнка и находятся в свободном доступе

Маленький столик и стульчик, низкое кресло для чтения и полка для книг, подставки ко всем важным высоким поверхностям (обеденный стол, раковина). Удобные для маленькой ручки инструменты и столовые приборы, маленькая леечка, небольшие предметы для уборки (швабра, совочек и щётка, тряпочка). Всё это может находиться в свободном доступе ребёнка, на низких полочках или крючках. 

Комната Вани, 1 г 10 мес

3. Минимум игрушек

Лично мне с трудом даётся этот принцип. Хочется окружить ребёнка всем интересным и красивым, что есть в арсенале Монтессори-мамы. Но здесь точно работает подход Less is More. Ребёнку проще выбирать, когда игрушек немного. Проще поддерживать порядок. И у мамы меньше стресса:)

Посмотрите на вашу детскую комнату. Попробуйте оставить только те игрушки, которые интересны именно сейчас, а остальные убрать в кладовку или на полку повыше.  Раз в 1 – 2 недели можно обновлять игрушки, как только вы видите, что ребёнок с ними больше не играет. Приятный момент в том, что старые игрушки будут вновь привлекательными, когда мама достанет их после долгого перерыва.

Часто мамы спрашивают: «Что значит минимум игрушек?» Думаю, это столько, сколько вам комфортно убирать вместе с ребёнком каждый раз после игры. На Лёшиной полке в комнате сейчас стоит 6 – 8 игрушек и творческих наборов. Пара мягких игрушек на кровати. Ещё есть полка с музыкальными инструментами. И полка для книг. 

Комната Лёши

4. У каждой игрушки и предмета – своё место

Дети в раннем возрасте очень чувствительны к порядку вещей. Порядок в игрушках проще всего создать, когда они находятся не в большой коробке, а на открытой полке. Малышу удобно брать и возвращать предмет на место. Если игрушка состоит из нескольких деталей (конструктор, сортер, набор фигурок животных, несколько машинок), то можно положить их в корзинки или на подносы. Смотрите пример на фото.  

Полка с игрушками в комнате Лёши

5. Безопасность

«Не бери», «Не трогай», «Не лезь» –  как часто слышат эти фразы наши любопытные дети:) Посмотрите, что опасное, острое, вредное, грязное может встретить ребёнок на своём пути в вашей квартире. Или к чему он постоянно тянется, а вы его одёргиваете?

Попробуйте убрать всё, что вам кажется опасным повыше или подальше. Самое популярное: неустойчивая мебель, аптечка, скатерти со столов, бьющиеся предметы, ёршик для унитаза, бытовая химия, обувь в коридоре. Список может быть изменён в зависимости от уровня тревожности родителей:)

Ящики и шкафы с вещами, до которых вы не хотите пускать ребёнка, можно закрыть на специальные замки (в Икее целый отдел есть). А остальные – оставить доступными и положить туда то, что можно исследовать.

Лёшка на кухне у Лёвы и Ребекки

Когда мы переехали в новую квартиру перед рождением Лёши, мы сразу убрали обувь за пределы квартиры. Благо, у нас есть карман, в котором можно разместить всю обувь. И Лёша свободно ползал по всей квартире. Ёршик, аптечка и средства для уборки тоже были убраны подальше. На шкафчик с мусорным ведром мы поставили замок, когда он начал ползать. И он так и остался, хотя Лёша уже прекрасно понимает, что такое мусор, и сам его выбрасывает. Давно пора снять:)

6. Подготовка материалов для самостоятельной деятельности

Этот принцип больше актуален для детей старше года. Чтобы малыш мог заниматься сам, важно продумать, что и как он будет делать. Выше я писала, что все материалы для одной деятельности можно положить на поднос / в корзину и поставить на полки. Это создаёт такое ограниченное пространство, где находится всё, что нужно для конкретного занятия. Ребёнку понятно, что это поднос для рисования, а эта корзинка для конструктора и т.д.

Дальше стоит продумать все материалы внутри набора. Например, для рисования – положить в поднос несколько листов разноцветной бумаги и 2-3 цветных восковых мелка. А в набор для полива цветов – поставить маленькую леечку и губку, которой можно протереть пролитые капли. На фото ниже – пример кухонных инструментов для Вани, которому 1г 10 мес. Всё – в доступе, Ваня может сам подойти, налить себе воду, взять салфетки для сервировки стола, порезать ножом банан, убрать за собой. 

Уголок для уборки, посуда и кухонные принадлежности у Вани на кухне

7. Презентация и наблюдение

Многие игрушки интуитивно понятны ребёнку. Однако если вы даёте ребёнку какой-то новый творческий набор или игру в первый раз, можно показать ему на своём примере, как с этим заниматься. Дети копируют наши движения, поэтому важно показывать медленно и разбивая движения на небольшие этапы. Перед тем, как показать, вы можете назвать все предметы и проговорить, что вы собираетесь сделать. А вот когда показываете, лучше молчать, т.к. ребёнку сложно и слушать, и смотреть одновременно. Можно просто сказать: «Смотри!» и показать.

А дальше – лучше отойти в сторону и дать ребёнку попробовать. Без ожиданий, без корректировок. Просто наблюдая. Может, в следующий раз заострить внимание на какой-то детали? Или что-то поменять в наборе, чтобы ребёнку было удобно?

Лёша с большим удовольствием научился набирать воду в лейку и поливать цветы

Например, недавно я купила Лёше ножницы и нарезала полосочек из цветной бумаги, чтобы он учился их резать. Показала, как мы открываем и закрываем ножницы. Как держать полосочку одной рукой, а ножницы другой. Но в первый раз его ручка оказалась ещё не готова к тому, чтобы и одновременно резать, и держать бумагу. И он злился, что у него не получается. В следующий раз я сделала полосочки потоньше и сама держала их. А Лёше ещё раз показала, как резать и что можно держать ножницы двумя руками, пока я держу полосочки.

8. Красота и натуральность игрушек и материалов

Дети тонко чувствуют красоту. Я всё время удивляюсь, когда Лёша восторгается красивыми пейзажами или эстетичными предметами.

Думаю, и монтессорианские, и вальдорфские, и другие естественно ориентированные родители поддержат, что всё, что окружает детей, должно быть максимально натуральным и эстетичным.

Четырёхмесячный Яша наблюдает за мобилем из валяной шерсти, который мама сделала сама

Сейчас появляется так много альтернатив пластиковым игрушкам, искусственным восьмибитным звукам в играх и книжкам с нереалистичными картинками. Прекрасные деревянные игрушки на Ярмарке Мастеров. Красивая и удобная одежда, постельное бельё и другой текстиль от мастериц в Инстаграме. Множество интернет-магазинов с игрушками и материалами в духе Монтессори. Вальдорфские куклы. Книги с добрыми сюжетами и чудесными иллюстрациями. А сколько замечательных вещиц для детей от ремесленников можно найти на местных рынках в разных странах! А самое лучшее – сделать игрушку для малыша своими руками: куклу, мобиль, погремушку. Вложить в неё всю свою любовь и нежность.

Мы ещё не одну статью напишем со ссылками на детские товары, которые нравятся нам. И вы делитесь, где вы находите хорошие игрушки, книги, вещи для детей.

Также детскую комнату можно украсить картинами или фотографиями на уровне глаз ребёнка. Можно поставить комнатные цветы для наблюдения и ухода за ними. На полочке можно разместить деревянные или медные фигурки, за которыми ребёнок может ухаживать.

Картина Айвазовского на кухне у Лёши

Пожалуй, на этом завершу свою статью про основные принципы организации детского пространства. Дальше мы будем писать отдельные статьи про организацию домашней среды для каждого возраста (0-6 мес, 6-12 мес, 1-2 и 2-3 года). Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш блог или на страничку в Facebook.

Напишите в комментариях, какие идеи вам приглянулись? Что можно сделать в ближайшее время в вашем доме без особых усилий?

И о чём ещё хотите почитать в рубрике «Дом ребёнка»?

  • Поделиться:

    Основатель и методический директор Sunrise Montessori School. Инициатор проекта Zen Moms. Мама самого светлого и озорного мальчика Лёши.